Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 18.04.2024, 14:03
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт МАДОУ детский сад 1 г. Балаково Саратовской области

Включить версию для слабовидящих

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Каталог статей

Главная » Статьи » Родителям » рекомендации специалистов

Интеграция образовательных областей

обрДошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. В непосредственно образовательной деятельности, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями. Это возможно только в том случае, если деятельность носит интегрированный характер.

На основании Приказа №655 от 23 ноября 2009г. « Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Программа должна строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

 

Интеграция – (лат.- целый) – означает восстановление, восполнение, объединение частей в целое и рассматривается   как процесс  взаимопроникновения, взаимодействия, взаимовыражения и взаимореализации.

 

Интеграция обучения – переход от дифференцированного образа действительности к целостному на основе деятельностного подхода, формирование межпредметных связей, широкого внедрения в обучение проблемных и поисковых методов и приемов обучения.

 

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность- - это специально организованная деятельность, цель которой может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющая добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющего практическую направленность.

 

Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин:

 

1. Мир, окружающий детей, познается ими во всем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.

 

2.В непосредственно организованной деятельности развивается потенциал самих воспитанников. Мы побуждаем их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

 

3. Форма проведения непосредственно образовательной деятельности нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности  поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить их достаточной эффективности.

 

4. За счет усиления связей между образовательными областями высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, общения, прогулок, для физических упражнений. Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом в НОД педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

 

5. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога,  раскрытия его способностей.

 

Интеграция может происходить по нескольким направлениям:

 

Музыка+ Познание (ФЭМП)

 

Коммуникация+ Художественное творчество+ Музыка+ Художественная литература

 

Познание(ФЦКМ)+Труд

 

Здоровье+Физическая культура+Познание(ФЦКМ)+ Музыка

 

Решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, в самостоятельной детской деятельности и не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

 

Образовательный процесс выстраивается с учетом тематического плана и психофизиологических возможностей детей во взаимосвязи с повседневной жизнью с использованием разнообразных форм:

Непосредственная образовательная деятельность) - экскурсия, путешествие, игра, беседа, викторина, «познавательный досуг», творческая мастерская, целевые прогулки, продуктивная деятельность и т.д.;

 

Совместная деятельность с педагогом: игры, беседы, рисование, конструирование, чтение худож. произведений, праздники, развлечения, и т.д.

 

Самостоятельная деятельность детей: сюжетно-ролевые игры, общение, наблюдение, рассказы детей, рассматривание фотографий, иллюстраций, рисование, конструирование, игра-экспериментирование, исследовательская деятельность, развивающие игры.

 

 

При подготовке к непосредственной образовательной деятельности большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти, упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира. При сочетании разных видов детской деятельности включаются все системы восприятия детей: зрительная, слуховая, двигательная, что способствует повышению качества продуктивного результата (рисунка, поделки).

 

Любознательный, активный, самостоятельный, ориентированный на сотрудничество, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, креативный- это те интегративные качества, которые может преобрести ребенок в процессе освоения программы с учетом интегрированного подхода.

 

Структура интегрированной непосредственно образовательной деятельности имеет отличия и к ней предъявляются следующие требования:

 

-чёткость, компактность, сжатость учебного материала, но в то же время большая информативная емкость образовательного материала.  Благодаря этому реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – непосредственно образовательная деятельность должна быть небольшой по объему, но емкой, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.

 

-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала.

 

Принцип интеграции требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. В интегрированной непосредственно образовательной деятельности обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности и смену динамических поз, например, драматизацию сказки можно сочетать с конструированием из строительного материала, изготовлением декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием.

 

Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ.

 

 В процессе обучения  используются различные методы и приемы, среди которых:

 

- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

 

- проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с  педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.

 

- разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизация словаря, расширение представлений о многообразии граней родного языка, воспитание чувства уверенности в своих силах.

 

Что дает интегрированное построение непосредственно образовательной деятельности?

 

Во-первых, дает ребенку возможность реализовать свои творческие возможности, так как здесь он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и хитрости родного языка; во-вторых, в интересной, игровой форме происходит обогащение словаря детей, формирование грамматической структуры их речи, а главное, развиваются коммуникативные умения — свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлением, рассказать о чем-либо; в-третьих, у детей развивается познавательная активность, поскольку вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированной образовательной деятельности.

 

Интеграция вынуждает педагога постоянно находиться в пространстве возможностей. Следовательно, изменяется его мировоззрение, происходит ежедневный творческий личностный рост.


Черникова Е.В., воспитатель МБДОУ детский сад №1

Категория: рекомендации специалистов | Добавил: myhortova (30.09.2013)
Просмотров: 2942 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сведения об МАДОУ
Форма входа
Марафон
Год педагога
Портал госуслуг
Поиск
Наш опрос
Оцените качество образования в МБДОУ детский сад №1
Всего ответов: 233
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Включить версию для слабовидящих