Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 21.04.2018, 08:35
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт МАДОУ детский сад 1 г. Балаково Саратовской области

Включить версию для слабовидящих

Каталог статей

Главная » Статьи » методическая копилка » страничка специалистов

ОСНОВНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования для детей с ЗПР

ОСНОВНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дошкольного образования для детей с ЗПР

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад компенсирующего вида № 1»

г. Балаково Саратовской области

на 2017-2019 г.г.

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол № 1 от 30.08.2017 г.

 

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

 

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ

Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи по реализации Программы

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

1.3. Возрастные и индивидуальные особенности детей с ОНР

1.4. Планируемые итоговые результаты освоения детьми Программы

1.5. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программы

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1. Общие положения

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с

направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Физическое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

2.3. Содержание образовательной деятельности с учетом части Программы, формируемой участниками образовательных отношений

2.4. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

2.5. Взаимодействия взрослых с детьми

2.5.1. Специалисты ДОУ, осуществляющие коррекцию развития детей с ОНР

2.6. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

2.7. Способы поддержки детской инициативы

2.8. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1. Описание материально-технического обеспечения 

3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения воспитанников

3.3.Режим дня

3.4.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий…

3.5. Особенности организации развивающей предметно пространственной среды

 

Целевой раздел программы

Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее Программа) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 1» г. Балаково Саратовской области (далее МАДОУ детский сад № 1) разработана:

  • в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
  • с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы»
  • коррекционной программой «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», под редакцией С.Г.Шевченко.

Проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития и с учетом методической литературы по работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) дошкольного возраста.

При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564)
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.

 

Адаптированная образовательная программа в МАДОУ детский сад № 1 реализуется 2 года с детьми от 5 до 7 лет в рамках функционирования группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) (старшая группа и подготовительная к школе группа).

 

 

    1. . Цели и задачи по реализации Программы

 

МАДОУ детский сад № 1 является звеном муниципальной системы образования города Балаково, обеспечивающим помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, коррекции недостатков в развитии детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей детей.

Цель Программы:

Создание условий коррекционно-педагогической работы для всестороннего развития ребёнка с ОВЗ (задержка психического развития) в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Основные задачи Программы:

  • определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка,
  • определить структуру нарушения развития и степень выраженности в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии);
  • учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) при освоении ими образовательной программы;
  • осуществлять индивидуально-ориентированную и социально-психолого-педагогическую, коррекционно-логопедическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • разработать и реализовать индивидуальные образовательные маршруты;
  • развивать коммуникативные компетенции форм и навыков конструктивного личностного общения со сверстниками;
  • реализовать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР);
  • Создать пространство детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей деятельности ребенка;
  • оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Согласно ФГОС дошкольного образования Программа МАДОУ детский сад № 1 решает также задачи развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с образовательными областями

 

Коррекционно-развивающая деятельность направлена на:

• коррекцию нарушений и отклонений в развитии у детей;

• формирование у них представлений об окружающем мире и самих себя в нем;

• воспитание трудолюбия, любви к окружающей природе;

• успешную адаптацию к жизни в обществе;

• формирование и развитие социальной, коммуникативной и интеллектуальной компетентности воспитанников;

• формирование готовности к обучению в школе.

 

Вся система коррекционно-педагогической деятельности МАДОУ детский сад № 1 призвана обеспечить равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

 

Основные задачи коррекционного сопровождения детей

с задержкой психического развития:

1. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Разработка и реализация плана дефектологической коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР по следующим направлениям:

  • создание возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для всестороннего и своевременного психического развития детей с ЗПР;
  • обеспечение охраны и укрепление здоровья ребенка;
  • коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
  • стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности: познавательной, игровой, продуктивной, трудовой;
  • профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.

3. Создание условий, способствующих освоению детьми с ЗПР основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.

4. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом индивидуальных возможностей особенностей детей (в соответствии рекомендациями ПМПК).

5. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ЗПР по вопросам воспитания и обучения.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, осуществляется через реализацию парциальных программ:

  • М. Павлова, Основы здорового образа жизни (региональный компонент)

Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.

 

Задачи по формированию основ здорового образа жизни

- Формирование элементарных представлений о безопасности жизнедеятельности; ценности здорового образа жизни.

- Развитие самостоятельности и определенной степень ответственности.

- Применение в жизненных ситуациях знания о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.

    1. Принципы и подходы к реализации Программы

 

В основе Программа имеет следующие принципы:

• принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее

изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического

воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и

средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных

потребностей каждого ребенка);

• принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности

инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не

пассивным потребителем социальных услуг;

• принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия — это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и

социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума;

  • принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;

• принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и специальной педагогике;

• принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста — установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка;

• принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства. Для получения качественного образования детьми с ОВЗ (ЗПР) в рамках реализации Программы создаются необходимые условия для:

- диагностики и коррекции нарушений развития и социальной их адаптации;

-оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих воспитанников языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени

способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ.

Принципы построения коррекционной работы

  • Принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
  • Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
  • Принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детей;
  • Принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные коррекционные технологии в зависимости от структуры и выраженности нарушения;
  • Деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с ОВЗ.

 

Принципы, сформулированные на основе особенностей программы

«От рождения до школы»:

• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности(позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

 

Принципы и подходы к формированию части программы, формируемой участниками образовательных отношений:

 

Региональная программа ОЗОЖ

  • Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными технологиями;
  • Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности;
  • Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья;
  • Принцип взаимодействия – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей;
  • Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительно результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
    1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

с ЗПР

Дети с задержкой психического развития относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). ЗПР это «пограничная» форма дизонтогенеза, для которой характерно замедление темпа созревания психических структур. Дети характеризуются различной степенью выраженности отставания в развитии, а также различным прогнозом преодоления ЗПР. Задержка психического развития проявляется в общей психической незрелости, низкой познавательной активности детей, которая присутствует, хотя и не равномерно, во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности. Парциальная дефицитарность ВПФ часто сопровождается инфантильными чертами личности и нарушением поведения. У детей с ЗПР страдает мотивация деятельности, произвольность в её организации, снижена общая работоспособность. Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи. Дети с ЗПР испытывают трудности ориентирования во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

 

Полный текст документа

назад                                                                                                    специальный раздел

Категория: страничка специалистов | Добавил: myhortova (29.08.2017)
Просмотров: 124 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Фотоэкскурсия по д
Портал госуслуг
Персональныед.дети
Поиск
Наш опрос
Оцените качество образования в МБДОУ детский сад №1
Всего ответов: 199
Что празднуем?
Который час?
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Включить версию для слабовидящих