Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 20.02.2018, 04:49
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт МАДОУ детский сад 1 г. Балаково Саратовской области

Включить версию для слабовидящих

Каталог статей

Главная » Статьи » методическая копилка » страничка специалистов

Рабочая программа учителя-дефектолога подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет)

Пояснительная записка

 

Рабочая программа разработана:

- в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

- с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы»

- коррекционной программой «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», под редакцией С.Г.Шевченко.

Проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития и с учетом методической литературы по работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) дошкольного возраста.

При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564)
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.

Цель Программы:

Создание условий коррекционно-педагогической работы для всестороннего развития ребёнка с ОВЗ (задержка психического развития) в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Основные задачи Программы:

- определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка,

- определить структуру нарушения развития и степень выраженности в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии);

- учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) при освоении ими образовательной программы;

- осуществлять индивидуально-ориентированную и социально-психолого-педагогическую, коррекционно-логопедическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- разработать и реализовать индивидуальные образовательные маршруты;

- развивать коммуникативные компетенции форм и навыков конструктивного личностного общения со сверстниками;

- реализовать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР);

- Создать пространство детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей деятельности ребенка;

- оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Коррекционно-развивающая деятельность направлена на:

• коррекцию нарушений и отклонений в развитии у детей;

• формирование у них представлений об окружающем мире и самих себя в нем;

• воспитание трудолюбия, любви к окружающей природе;

• успешную адаптацию к жизни в обществе;

• формирование и развитие социальной, коммуникативной и интеллектуальной компетентности воспитанников;

• формирование готовности к обучению в школе.

Вся система коррекционно-педагогической деятельности призвана обеспечить равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

 

Основные задачи коррекционного сопровождения детей

с задержкой психического развития:

1. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Разработка и реализация плана дефектологической коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР по следующим направлениям:

- создание возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для всестороннего и своевременного психического развития детей с ЗПР;

- обеспечение охраны и укрепление здоровья ребенка;

- коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;

- стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности: познавательной, игровой, продуктивной, трудовой;

- профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.

3. Создание условий, способствующих освоению детьми с ЗПР основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.

4. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом индивидуальных возможностей особенностей детей (в соответствии рекомендациями ПМПК).

5. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ЗПР по вопросам воспитания и обучения.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, осуществляется через реализацию парциальных программ:

М. Павлова, Основы здорового образа жизни (региональный компонент)

Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.

Задачи по формированию основ здорового образа жизни

- Формирование элементарных представлений о безопасности жизнедеятельности; ценности здорового образа жизни.

- Развитие самостоятельности и определенной степень ответственности.

- Применение в жизненных ситуациях знания о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.

    1. Принципы и подходы к реализации Программы

 

В основе Программа имеет следующие принципы:

• принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее

изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического

воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и

средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных

потребностей каждого ребенка);

• принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не

пассивным потребителем социальных услуг;

• принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия — это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и

социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума;

  • принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;

 

Программа коррекционно-развивающей работы в группе детей с задержкой психического развития состоит из трех разделов:

  1. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.
  2. Подготовка к обучению грамоте.
  3. Развитие элементарных математических представлений.

 

В процессе коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР решаются следующие задачи:

  1. Создание ребёнку ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития.
  2. Осуществление раннего мониторинга, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
  3. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
  4. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
  5. Обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка.
  6. Коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития.
  7. Профилактика вторичных отклонений в развитии и труд­ностей в обучении на начальном этапе.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных.

2. Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

3. Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.

4. Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.

5. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе дефектолога, логопеда и воспитателя.

 

 

Учитывая требования к организации режима дня и учебных максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПин. В соответствии СанПин продолжительность занятий детей 7-го года жизни не более 30 минут.

На каждой непосредственной образовательной деятельности в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях специализированной группы и выраженности недостатков в развитии.

В процессе обучения учителем-дефектологом используются различные формы организации непосредственной образовательной деятельности: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

Деление детей на подгруппы осуществляется с учетом возраста и результатов мониторинга. Определение ребенка в ту или иную подгруппу зависит от результатов мониторинга, вида непосредственной образовательной деятельности и индивидуальных достижений и течение года.

Выбор формы проведения занятия с детьми зависит от вида и содержания занятия. При этом следует учитывать, что в одной группе могут быть дети, отличающиеся по уровню психического развития, по запасу знаний и умений. Выбор формы организации детей на непосредственной образовательной деятельности определяется целями и задачами конкретного занятия.

Выявление степени усвоения коррекционно-развивающей программы осуществляется посредством проведения мониторинга: первичного и повторного, обработки и анализа полученных результатов.

 

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.

Основные возрастные характеристики воспитанников:

Поступающим в школу детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом, чтением, письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Дети быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.

Установлено, что многие из детей с ЗПР испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость перцептивных операций.

Дошкольники с ЗПР не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали.

Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.

Названные выше недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предмета, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности.

Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя, как дошкольники. Ведущей деятельностью остается игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена.

Дети с задержкой психического развития обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники.

И только специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные отклонения в их развитии.

Всего в группе воспитывается 12 детей.
 

Полный текст документа

Назад

Категория: страничка специалистов | Добавил: myhortova (01.09.2017)
Просмотров: 14 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Фотоэкскурсия по д
Портал госуслуг
Поиск
Наш опрос
Оцените качество образования в МБДОУ детский сад №1
Всего ответов: 199
Что празднуем?
Который час?
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Включить версию для слабовидящих