Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 21.04.2018, 08:29
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт МАДОУ детский сад 1 г. Балаково Саратовской области

Включить версию для слабовидящих

Каталог статей

Главная » Статьи » методическая копилка » страничка специалистов

Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной к школе логопедической группы (от 6 до 7 лет)

Пояснительная записка

Рабочая программа логопедической подготовительной к школе группы № муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 1 г. Балаково Саратовской области (далее Программа) разработана:

в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы», коррекционной программы «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» Т. Б. Филичивой, Т. В. Чиркиной

При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:

• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564)

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).

• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

• Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».

• Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.

• Адаптированная образовательная программа в МАДОУ детский сад № 1

Рабочая программа реализуется с детьми от 5 до 7 лет в рамках функционирования группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) (подготовительная группа)

1.1. Цель деятельности по реализации рабочей программы: обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

  1. Задачи деятельности по реализации рабочей программы:
  2. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
  3. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
  4. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
  5. Формирование грамматического строя речи.
  6. Развитие связной речи старших дошкольников.

6. Развитие коммуникативности, успешности в общении.

1.3. Принципы, с учетом которых разрабатывается рабочая программа и строится образовательный процесс в группе:

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

  • коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);
  • профилактического;
  • развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

2. Единство диагностики и коррекции.

Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.

3. Приоритетность коррекции каузального типа.

В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.

4. Деятельностный принцип коррекции.

Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.

6. Комплексность методов психологического воздействия.

Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).

7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.

 

 

 

1.4. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.

Всего в группе воспитывается 14 детей.

Характеристика основных компонентов речи детей 7-го года жизни с ОНР III уровня:

Фразовая речь.

Дети достаточно свободно владеют фразовой речью: адекватно отвечают на вопросы, могут построить высказывание в пределах близкой темы, при этом доминируют элементы ситуативности. В активной речи дети пользуются в основном простыми предложениями, состоящими из подлежащего, сказуемого и дополнения; в распространении простых предложений затрудняются.

Испытывают затруднения и в использовании сложных предложений. Структура сложносочиненных предложений упрощена, часто пропускаются члены предложения; редко используются разделительные и противительные союзы. Не всегда правильно строятся сложноподчиненные предложения. Детьми не усвоены подчинительные союзы, поэтому в их речи отсутствуют условные, уступительные, определительные придаточные предложения.

Понимание речи.

У детей уровень понимания обращенной к ним речи приближается к норме (расчлененный уровень). Дети умеют вслушиваться в речь логопеда, различать задания, обращения к одному и нескольким лицам. Понимают вопросы косвенных падежей и адекватно реагируют на них. Могут выполнять 4-, 5-ступенчатые словесные инструкции. Различают слова, близкие по звучанию, воспринимают изменения значений, которые вносятся отдельными частями слова – флексиями, приставками, суффиксами. Однако метафоры и сравнения, переносное значение слов для их понимания недоступны.

Словарный запас.

Словарный запас детей на втором году обучения значительно возрастает, но все же отстает от возрастной нормы. Дети пользуются всеми частями речи, но не всегда употребляют их точно. Активный словарь включает, в основном, слова, обозначающие конкретные предметы и действия; в нем мало слов, обозначающих отвлеченные и обобщающие понятия, недостаточно прилагательных, особенно относительных, наречий; предлоги, даже простые, употребляются с ошибками. Лексический запас характеризуется стереотипностью, частым употреблением одних и тех же слов. Большие трудности дети испытывают при подборе синонимов, однокоренных слов, антонимов.

Грамматический строй речи.

На втором году обучения у детей с ОНР остаются ошибки грамматического оформления речи. Наиболее характерные ошибки у детей – смешение форм склонения, трудности при овладении предложными конструкциями, ошибки в употреблении форм множественного числа с использованием непродуктивных окончаний. В активной речи правильно употребляются только простые и хорошо отработанные предлоги (в, на, под). При использовании сложных предлогов (из-за, из-под) появляются ошибки – замена и смешение.

Звукопроизношение.

Эта сторона речи у детей ко второму году обучения в значительной степени сформирована, однако еще встречаются недостатки в звуковом воспроизведении слов: недифференцированное произнесение некоторых звуков, в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров.

Слоговая структура.

Дети достаточно свободно пользуются словами разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Нарушения встречаются в воспроизведении наиболее трудных или малоизвестных слов: смешение, перестановки и замены звуков и слогов; сокращения при стечениях согласных в слове.

Фонематическое восприятие.

Дети уверенно справляются с выделением заданного звука в ряду других звуков, слышат и определяют место изучаемого звука в слове, овладевают навыком звукослогового анализа и синтеза прямого слога и односложных слов типа мак.

Связная речь.

У детей в связной речи присутствуют элементы ситуативности. Возникают затруднения в использовании сложных предложений, особенно заметные при составлении рассказов по картинке и в спонтанных высказываниях. Простые предложения в самостоятельных рассказах детей нередко состоят только из подлежащего, сказуемого и дополнения, что связано с недостаточностью в их лексическом запасе прилагательных, числительных, наречий, причастий, деепричастий. Однако дети без помощи логопеда могут составить несложный рассказ по картинке, рассказать об интересном событии, пересказать простой текст. Нередко рассказы детей носят фрагментарный характер, поэтому они периодически нуждаются в смысловых опорах и помощи взрослого.

1.5. Организация обучения и воспитания детей 7-го года с ОНР.

На втором году обучения проводятся занятия трех видов:

  • по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи;
  • по формированию произношения;
  • по подготовке к обучению грамоте.

 

Количество этих занятий в зависимости от периода обучения разное.

  • 1-й период – 2 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи; 2 занятия по произношению; 1занятие по подготовке к обучению грамоте.
  • 2-й период - 2 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи; 2 занятия по произношению; 1 занятие по подготовке к обучению грамоте.
  • 3-й период - 2 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи; 1 занятие по произношению; 2 занятия по подготовке к обучению грамоте.

 

Объем учебной нагрузки учителя - логопеда

 

В логопедической подготовительной к школе группе предусматриваются следующие виды непосредственно образовательной деятельности:

непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи:

- непосредственно образовательная деятельность по формированию звукопроизношения.

 

Количество этой непосредственно образовательной деятельности "меняется в зависимости от периода обучения.

В I периоде обучения фронтальная непосредственно образовательная по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводится 3 раза в неделю. Непосредственно образовательная деятельность по формированию звукопроизношения 2 раза в неделю.

  • II периоде непосредственно-образовательная деятельность по формированию лексико -
    грамматических средств языка и развитию связной речи проводится 2 раза в неделю,
    непосредственно образовательная деятельность по формированию звукопроизношения - 2
    раза, непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте - I раз в
    неделю.

 

ВIII периоде непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи проводится 2 раза в неделю. По формированию звукопроизношения - I раз в неделю, непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте - 2 раза в неделю.

 

Учитель-логопед проводит в течение недели фронтальную непосредственно образовательную деятельность в утренние часы. Затем учитель-логопед проводит индивидуальную и подгрупповую работу с детьми.

Полный текст документа

назад

Категория: страничка специалистов | Добавил: myhortova (01.09.2017)
Просмотров: 23 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Фотоэкскурсия по д
Портал госуслуг
Персональныед.дети
Поиск
Наш опрос
Оцените качество образования в МБДОУ детский сад №1
Всего ответов: 199
Что празднуем?
Который час?
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Включить версию для слабовидящих