Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее Программа) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 1» г. Балаково Саратовской области (далее МАДОУ детский сад № 1) разработана:
Ø в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Ø с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы»
Ø коррекционной программой «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», под редакцией С.Г.Шевченко.
Проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития и с учетом методической литературы по работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) дошкольного возраста.
При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:
· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564)
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
· Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
· Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
Адаптированная образовательная программа в МАДОУ детский сад № 1 реализуется 2 года с детьми от 5 до 7 лет в рамках функционирования группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) (старшая группа и подготовительная к школе группа).
1.1 . Цели и задачи по реализации Программы
МАДОУ детский сад № 1 является звеном муниципальной системы образования города Балаково, обеспечивающим помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, коррекции недостатков в развитии детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей детей.
Цель Программы:
Создание условий коррекционно-педагогической работы для всестороннего развития ребёнка с ОВЗ (задержка психического развития) в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Основные задачи Программы:
Ø определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка,
Ø определить структуру нарушения развития и степень выраженности в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии);
Ø учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) при освоении ими образовательной программы;
Ø осуществлять индивидуально-ориентированную и социально-психолого-педагогическую, коррекционно-логопедическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
Ø разработать и реализовать индивидуальные образовательные маршруты;
Ø развивать коммуникативные компетенции форм и навыков конструктивного личностного общения со сверстниками;
Ø реализовать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР);
Ø Создать пространство детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей деятельности ребенка;
Ø оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Согласно ФГОС дошкольного образования Программа МАДОУ детский сад № 1 решает также задачи развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с образовательными областями
Коррекционно-развивающая деятельность направлена на:
• коррекцию нарушений и отклонений в развитии у детей;
• формирование у них представлений об окружающем мире и самих себя в нем;
• воспитание трудолюбия, любви к окружающей природе;
• успешную адаптацию к жизни в обществе;
• формирование и развитие социальной, коммуникативной и интеллектуальной компетентности воспитанников;
• формирование готовности к обучению в школе.
Вся система коррекционно-педагогической деятельности МАДОУ детский сад № 1 призвана обеспечить равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.
Основные задачи коррекционного сопровождения детей
с задержкой психического развития:
1. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Разработка и реализация плана дефектологической коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР по следующим направлениям:
Ø создание возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для всестороннего и своевременного психического развития детей с ЗПР;
Ø обеспечение охраны и укрепление здоровья ребенка;
Ø коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
Ø стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности: познавательной, игровой, продуктивной, трудовой;
Ø профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
3. Создание условий, способствующих освоению детьми с ЗПР основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.
4. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом индивидуальных возможностей особенностей детей (в соответствии рекомендациями ПМПК).
5. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ЗПР по вопросам воспитания
|