Известно, что у человека существует не только слуховая, но и зрительная, и тактильно-двигательная память, которая помогает запоминать, потрогав, показав что-либо движением. Поэтому на протяжении всей жизни мы пользуемся огромным количеством жестов, которые часто заменяют нам слова или дополняют их.
Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. В то же время чтение стихов, в частности, потешек с их четким ритмом помогает улучшить у маленького ребенка координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы. И лучше начать заниматься ими как можно раньше, поскольку именно в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании детей на готовность к школе.
Данные упражнения помогут вам научить малыша быстрее заучивать и правильно, не переставляя слова, рассказывать небольшие стихотворения. Ребенку будет интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст, осознав, почувствовав его через движения. Малыш включается в игру, очень важный для него вид деятельности в данном возрасте. Движения позволяют ему в дальнейшем быстрее припомнить стихотворение.
Рассмотрите иллюстрации, прочитайте ребенку стихотворение 3-4 раза. Затем начните разучивать описанное движение рук или пальчиков. На схемках сверху написаны слова потешки, к которым жест относится, внизу - короткое пояснение.
Не досадуйте на малыша, если не все будет получаться или ребенок заменит движение другим, похожим, более удобным ему. Хвалите ребенка, особенно когда он начнет подговаривать одно-два слова потешки. Не забывайте поблагодарить в конце занятия: «Спасибо тебе за то, что ты так хорошо показал мне «улитку»; рассказал и показал пальчиками стихотворение» и т. д. Не торопитесь проделать все упражнения сразу, занимайтесь только тогда, когда малыш здоров и спокоен. И не важно, запомнил ли ребенок движение или уже может без его помощи рассказать небольшой стихотворный текст. Многократное повторение станет радостным, интересным, особенно когда с малышом занимаются самые главные люди в его жизни - мама и папа.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во серебряную.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! - Поиграть на дудочке
Сидит - Руки на пояс,
присесть ворон - сложить пальчики к большому – «клювик»
на дубу, - Руки вверх пальцы развест
и Он играет во трубу Во серебряную. - поиграть на «дудочке»
Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт.
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водичку стряхивает.
Вдоль по реченьке - «Волны» руками
лебёдушка - походить плавно, выгнув ручки
плывёт. - помахать «крыльями»
Выше - потянуть руки, пальцы развести
бережка - ручки одна на другую перед грудью
головушку несёт. - Руки к щекам, наклоны головы в одну и другую сторону
Белым крылышком помахивает, - взмахи «крыльев»
На цветы - кисти вместе, пальчики развести
водичку стряхивает. - стряхнуть кисти рук (2 раза)
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые, Зубки белые.
Как - развести руки
у нашего - ручки к себе
кота - «ушки» над головой
Шубка очень хороша, - повернуться, похваляясь вправо, влево
Как - развести руки
у котика - «ушки» над головой
усы - Пальчиками провести над верхней губой
Удивительной - покрутить пальчиками
красы, - гордо распрямиться
Глазки смелые, -показать пальчиками глазки
Зубки белые. -показать пальчикамиулыбку
Улитка, улитка! Покажи рога,
Дам кусок пирога,
Пышки, ватрушки,
Сдобной лепёшки,
Высуни рожки!
Улитка, улитка! - Кулачек в кулачке, поменять руки
Покажи - руки от себя ладошки вверх
рога, - поднять «рожки» к голове
Дам - руки от себя кусок пирога, - закрыть ладошки
Пышки,- шарик из ладошек
ватрушки, - Прихлопываем левую ладошку сверху правым кулачком, затем меняем руки
Сдобной лепёшки, - Прихлопываем левую ладошку сверху правой, затем меняем руки
Высуни - руки от себя ладошки вверх
рожки! - поднять «рожки» к голове
В нашей избушке петух поёт, Мышка-норушка избушку метёт,
Кошка на окошке штанишки шьёт,
Курочка на печке горшки скребёт.
В нашей - руки к себе
избушке - руки «домиком» над головой
петух - большой и указательный пальцы – «клювик» остальные- «гребешок»
поёт, - «Клюв» раскрыть
Мышка- ладошки вместе большие пальцы поднять
норушка - сделать двумя ладошками горстку
Избушку - Руки над головой «домиком»
метёт, - поболтать кистью
Кошка - ручки «ушками» над головой
на окошке - ладони под подбородок
штанишки - большие пальцы соединить
шьёт, -движение иголкой
Курочка - большие пальцы - "клювик", остальные - маленький "гребешок"
на печке - кулачок на кулачок - "печная труба"
горшки - ладошками сделать глубокую горсточку
скребёт - поцарапать "коготками"
Жили-были зайчики На лесной опушке,
Жили-были зайчики
В беленькой избушке.
Мыли свои ушки, Мыли свои лапочки,
Наряжались зайчики,
Надевали тапочки.
Жили-были - кистями рук покрутить перед собой «фонарики»
зайчики-показываем «ушки» На лесной - прямые руки вверх, пальцы врозь - дерево
опушке,- ладонями нарисовать плоскость
Жили-были - «фонарики» зайчики -«ушки» В беленькой избушке - «домик»
Мыли - пальцами правой руки провести по указательному пальчику
свои ушки, - тоже самое по среднему
Мыли - потереть правой рукой левую
свои лапочки,- потереть левой рукой правую
Наряжались - покрутить кистями рук внизу
зайчики, - "ушки"
Надевали - потопать правой ногой
тапочки .- потопать левой ногой
Горылева Екатерина Владимировна,
воспитатель МБДОУ детский сад №1
Вы можете скачать данный материал с картинками упражнений здесь |