Содержание
1. Общие положения.
2. Порядок направления и приема детей с ЗПР в дошкольные группы компенсирующей направленности.
3. Организация коррекционно -педагогической, образовательной работы.
4. Руководство дошкольными группами коррекционно - развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР, основные права и обязанности работника.
1. Общие положения
- 1. Дошкольные группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР организуются с целью общественного воспитания детей в возрасте от 5 до 7 лет. Дошкольные группы совместно с семьей осуществляет всестороннее развитие, коррекцию негативных тенденций психического развития детей, восстановительное лечение, а также формирование общих способностей к учению и подготовку к началу обучения в общеобразовательной школе или в специальной (коррекционной) школе для детей с задержкой психического развития.
- 2. Дошкольные группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР в своей работе руководствуются Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, настоящим Положением, программно-методическими и инструктивными документами, утвержденными Министерством образования РФ, Минздравом РФ, а также Комитетом образования администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, уставом МАДОУ.
- 3. Дошкольные группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР создаются на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 1» г. Балаково Саратовской области, которое располагает соответствующей материальной базой, специально подготовленными педагогическими кадрами.
2. Порядок направления и приема детей с ЗПР в дошкольные группы компенсирующей направленности.
- 1. Решение о направлении или об отказе в направлении ребенка в дошкольную группу МАДОУ детский сад № 1 выносится кустовой психолого-медико-педагогической комиссией г. Балаково. На основании представленных документов (медицинской карты ребенка для образовательных орагнизаций, характеристики из дошкольной организации, если ребенок его посещал), беседы с родителями и обследования ребенка оформляется заключение.
- 2. Приему в дошкольные группы МАДОУ детский сад № 1 подлежат дети с задержкой психического развития соматогенного, психогенного, конституционального и церебрально-органического происхождения, которая проявляется в замедленном темпе психического развития вследствие функциональной и органической ослабленности нервной системы. Приему также подлежат дети с явлениями социально-педагогической запущенности, с явными дезадаптационными проявлениями, отражающимися на темпе их психического развития и затрудняющими нормальный процесс психического и личностного развития ребенка.
- 3. В тех случаях, когда заключение может быть установлено в процессе длительного наблюдения, ребенок принимается в группу условно на 6-9 месяцев. При необходимости для воспитанников старшей группы этот срок может быть продлен психолого-медико-педагогическим консилиумом МАДОУ детский сад № 1.
- 4. Зачисление ребенка в группу компенсирующей направленности осуществляется с согласия родителей (законных представителей) при представлении соответствующих документов:
заключения кустовой ПМПК с рекомендациями о посещении группы и указанием необходимого срока пребывания в ней ребенка
- свидетельства о рождении ребенка
-заявления родителей
2.5. Не подлежат приему в дошкольные группы МАДОУ детский сад № 1 дети при наличии у них следующих клинических форм и состояний:
- олигофрения;
- органическое, эпилептическое, шизофреническое слабоумие;
-выраженные нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата;
-выраженные нарушения речи: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание;
-шизофрения с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы;
-выраженные формы психопатий и психопатоподобных состояний различной природы;
-частые судорожные параксизмы, требующие систематического наблюдения и лечения у психоневролога;
-стойкий энурез, энкопрез;
-хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, органов пищеварения и др. в стадии обострения и декомпенсации
2.6.Если в период пребывания ребенка в дошкольной группе для детей с ЗПР выявятся отклонения в развитии, перечисленные в пункте 2.5, ребенок подлежит отчислению или переводу в оргванизации соответствующего профиля. Вопрос об отчислении или переводе ребенка решается на основании заключения кустовой психолого-медико-педагогической комиссии г. Балаково.
2.7.После пребывания ребенка в дошкольной группе для детей с ЗПР МАДОУ детский сад № 1, на основании решения заключения кустовой психолого-медико-педагогической комиссией г. Балаково, решается вопрос о переводе его в общеобразовательную школу или в специальную (коррекционную) школу для детей с ЗПР.
2.8. Группы комплектуются с учетом возраста детей: старшая группа - детьми в возрасте от 5 лет (на 1 сентября нового учебного года).
2.9. Наполняемость дошкольных групп составляет 10 человек.
З.Организация коррекционно -педагогической, образовательной работы
3.1. Воспитание и коррекционно-развивающее обучение осуществляется по Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и Программе «Подготовка к школе детей с ЗПР» под редакцией Шевченко С.Г.
3.2.Дошкольные группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР работают круглый год. Комплектование групп производится с 1 сентября, коррекционно-развивающее обучение осуществляется круглогодично. В летний период коррекционная работа проводится индивидуально.
З.З.Обучение и воспитание в дошкольных группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР в МАДОУ детский сад № 1 ведется на русском языке.
- 4. МАДОУ детский сад № 1 самостоятелен в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания в пределах, определенных Федеральным законом «Об образовании в РФ».
- 5. МАДОУ детский сад № 1 устанавливает максимальный объем нагрузки детей во время НОД, соответствующий Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования и гигиеническим требованиям к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения.
- 6. Режим работы дошкольных групп для детей с ЗПР МАДОУ детский сад №1 устанавливается исходя из потребностей семьи и возможностей бюджетного финансирования и является следующим:
- пятидневная рабочая неделя;
- длительность работы дошкольной группы - 10 часов.
3.7. Режим работы дошкольных групп согласуется с общим режимом работы детского
сада.
3.8.Медицинские услуги в пределах функциональных обязанностей медицинского персонала МАДОУ детский сад № 1 оказываются бесплатно.
4. Руководство дошкольными группами компенсирующей направленности для детей с ЗПР, основные права и обязанности работника.
4.1. Общее руководство и контроль за организацией коррекционно-педагогической работы осуществляется Комитетом образования администрации Балаковского муниципального района.
4.2. Руководство всей деятельностью дошкольных групп осуществляется заведующим МАДОУ детский сад № 1.
Заведующий несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей, за правильную постановку воспитания и коррекционно-развивающей работы, за подготовку детей к школе, за четкую организацию работы педагогического, медицинского, обслуживающего персонала, за работу учреждения в целом. Заведующий обеспечивает своевременное комплектование групп в соответствии с решением психолого- медико -педагогического консилиума организации, ПМПК; совместно с коллективом создает климат психологического комфорта, формирует развивающую предметно-пространственную среду.
4.3. 3аместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе обеспечивает программное и методическое оснащение МАДОУ детский сад № 1 с учетом дифференцированного подхода к детям, оказывает непосредственную помощь воспитателям, учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогу-психологу, музыкальным руководителям и обеспечивает общее руководство коррекционно-педагогической работой коллектива; осуществляет преемственность в работе учителей-дефектологов, воспитателей, учителей-логопедов, педагога-психолога, семьи; организует проверку и систематическое обсуждение эффективности работы, организует динамическое наблюдение за продвижением детей через систему консилиумов (начальный, промежуточный, итогов).
4.4. Учитель-дефектолог отвечает за коррекционно-развивающую работу в целом, проводит с детьми групповые и индивидуальные занятия. В обязанности учителя-дефектолога входят: динамическое изучение ребёнка; выполнение требований программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания; осуществление преемственности в работе с воспитателями, учителем-логопедом, педагогом-психологом и др.; осуществление контакта с врачом; взаимосвязь с родителями; осуществление преемственности в работе со школой.
Учитель-дефектолог проводит динамическое наблюдение за продвижением каждого ребёнка, фиксирует в дневниках индивидуального сопровождения результаты обследования детей.
- 5. Воспитатель проводит общегрупповую или подгрупповую непосредственно образовательную деятельность по художественно-эстетическому развитию (рисование, лепка, аппликация), познавательному развитию, организует наблюдения за природными и общественными объектами в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и Программой «Подготовка к школе детей с ЗПР» под редакцией Шевченко С.Г., занимается коррекционно-воспитательной работой на непосредственно образовательной деятельности и в режимные моменты, осуществляет дифференцированный подход к воспитанию детей с учетом их индивидуальных, физиологических, психических и возрастных особенностей, рекомендаций психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, принимает активное участие в обследовании детей, который выявляет уровень освоения программы по художественно-эстетическому развитию, познавательному развитию, в игре на основе требований в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и Программой «Подготовка к школе детей с ЗПР» под редакцией Шевченко С.Г.
- 6. Учитель-логопед всесторонне изучает речь детей, проводит индивидуально-
подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми, которые имеют задержку психического развития, осложненную нарушением звукопроизношения, фонетико- фонематическим недоразвитием речи и элементами общего недоразвития речи, оказывает методическую помощь воспитателям по преодолению нерезко выраженных нарушений речи у детей.
- 7. Педагог-психолог проводит углубленное изучение особенностей интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций; проводит индивидуальные и групповые занятия, направленные на нормализацию эмоционально-личностной сферы, повышение умственного развития и адаптивных возможностей ребенка; оказывает консультативную помощь дефектологам и воспитателям в разработке коррекционных программ индивидуального развития ребенка.
- 8. Музыкальный руководитель организует работу по музыкальному воспитанию детей с учетом их индивидуальных, возрастных, психических особенностей в тесном контакте с воспитателями и дефектологом, способствует созданию положительной эмоциональной атмосферы в дошкольной организации.
назад