Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Среда, 23.01.2019, 18:53
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт МАДОУ детский сад 1 г. Балаково Саратовской области

Включить версию для слабовидящих

Каталог статей

Главная » Статьи » Родителям » это полезно знать каждому

Старший или младший ребенок. Дружат или конфликтуют в семье. Почему?

Все мы получили в детстве от своих родителей какую-то роль. Это может быть полученная роль младшего или единственного ребенка, а может быть и роль старшего, которая досталась трудно, и пришлось пережить немало, прежде чем чувство ответственности стало чертой характера.

Младший ребенок никогда не переживал ситуацию единственного ребенка, которому родители отдают все свое внимание, любовь и заботу. В то же время младший ребенок более самоуверен и оптимистичен, так как не испытал «свержения с престола», как старший.

Старший ребенок более зависим от матери, чем младший.

Родителям важно правильно расставлять акценты в воспитании младшего и старшего ребенка.

Поведение и воспитательная стратегия родителей меняются, а не остаются неизменными по отношению к младшему, старшему или среднему ре­бенку. Смена стиля воспитания родителей отрицательно сказывается на психическом здоровье ребенка, провоци­руя появление у него упрям­ства. Порядок рождения ребенка в боль­шей степени влияет на материнскую, а не на отцовскую стратегию воспитания.

Можно выделить следующие особенности воспита­ния детей:

  • Матери по отношению к старшим детям больше склонны к резкой смене стиля и приемов воспитания.
  • Родители больше склонны к колебаниям в воспита­нии старших мальчиков.
  • Матери чаще видят свои отрицательные черты ха­рактера и слабости именно в своих старших детях.
  • В отношении младших дочерей ро­дительское внимание наиболее сбалансировано, а родительские чувства более развиты. Это объясняется тем, что инстинкт материнства и отцовства у родителей уси­ливается с увеличением их возраста и опыта.
  • При воспитании старших детей родители острее чувствуют самопожертвование и страх причинить вред ребенку.
  • Наименьшее напряжение у родителей вызывает воспитание младших детей.
  • У старших детей матери больше предпочитают качества, присущие девочкам. Такая установка может негативно отразиться на воспитании старших мальчиков. В крайнем варианте такого воспитания старшие мальчики оказываются в ситуации эмоционального отвержения, постоянно чувствуя себя не любимым, «не таким, как хочет мама», «не нужным».
  • Родители более строги со старшими детьми, при воспи­тании настроены на то, чтобы подавлять волю детей. К старшим мальчикам родители предъявляют гораз­до больше требований.

Отношения между родителями также зависят от ко­личества детей в семье и их пола:

  • Отцы двоих детей уделяют меньше внимания своим женам, чем отцы единственных детей. Вполне вероят­но, что двое детей делают проблему материального обеспечения семьи более напряженной, вынуждая отцов больше времени проводить вне дома.
  • Родители двоих детей менее раз­дражительны, чем родители единственных детей.
  • В семьях, где воспитываются мальчики, доминиро­вание (главенство) матери выражено слабее, чем в семьях, где воспитываются девочки.

Родители в разной степени пытаются ускорить раз­витие ребенка. Например, родители старших и младших мальчиков стремят­ся ускорить развитие своих детей, порой требуя от них того, что те выполнить не в силах. В некоторых случаях это может негативно отразиться на психи­ческом здоровье детей. При воспитании старших девочек родители более навязчивы и пытаются ускорить процесс развития своих дочерей.

Здесь нужно отметить, что многим родителям очень хочется, чтобы их ребенок скорее пошел, скорее загово­рил, скорее научился читать, писать и т. д. Но многие не задумываются о тех последствиях, к которым может при­вести ускорение развития.

Наиболее кри­тичным возрастом для возникновения конфликта между детьми в семье является возраст, когда старшему (первенцу) на момент рождения второго ребенка исполнилось от 3 до 5 лет. В этот период у детей обоих по­лов обостряется потребность в любви со стороны матери и блокирование этой потребности у старшего ребенка отражается в ревности к младшему, эмоциональной неустойчивости (срывы, истерики, плаксивость). Данное явление называется конфликтом сиблингов (сибс-конфликт).

Факторы сибс-конфликтов:

  1. В детских рисунках семьи при сибс-конфликте стар­ший ребенок зачастую не рисует младшего; в разго­ворах с родителями высказываются предложения его отдать, выбросить, оставить где-либо и т. п.
  2. Поступки старшего ребенка оцениваются негатив­но, в то же время все новообразования у младшего получают положительную оценку. Такая ситуация приводит к агрессивному поведению, зачастую это проявления агрессии, направленной на себя. Например, мальчик Владик 4 лет на рождение сестренки, которой занимались родители и днем и ночью, предоставив воспитание мальчика бабушке, отреагировал возникновением патологической привычки — страстью к выдергиванию волос. Владик стал выдергивать у себя с головы волосы и тем самым добился того, что родители об­ратили на него внимание (стали водить сына к вра­чам и беспокоиться о его здоровье).
  3. Особенностью отношения родителей к старшему ребенку при сибс-конфликте является непостижимая для ре­бенка ситуация периодического перенесения его из структуры «Ты еще маленький» в структуру «Ты уже большой». Так охарактеризовала Аня 6 лет разницу в отношениях родителей к ней и к младшей сестре Яне: «Я что сделаю, родители говорят: «Ладно, хоро­шо, Аня». А Яночка когда что-то сделает, то родители восторгаются: «Ой, молодец, Яночка!»
  4. Острее всего сибс-конфликт выражен у эмоцио­нально чувствительного ребенка, у ребенка нервно и со­матически ослабленного и не получающего достаточного внимания и тепла со стороны матери.

Одна из педагогов, которая была старшим ребенком в своей семье, с болью в голосе сказала про себя: «Я во­обще никогда не была маленькой. Я в три года, когда ро­дился младший брат, сразу стала большой».

Памятку можно посмотреть и скачать здесь

назад

Категория: это полезно знать каждому | Добавил: myhortova (28.04.2015)
Просмотров: 9 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Портал госуслуг
Персональныед.дети
Поиск
Наш опрос
Оцените качество образования в МБДОУ детский сад №1
Всего ответов: 200
Что празднуем?
Который час?
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Включить версию для слабовидящих