(модификация Р.Р. Калининой)
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на вопросы утверждением «да» или отрицанием «нет» и заполните бланк ответов.
- Чувствительны ли вы к огорчениям, обидам?
- Быстро ли вы забываете о причиненной кому-либо обиде?
- зависит ли ваше настроение от внешних причин?
- Склонны ли вы иногда к душевным порывам, внутреннему беспокойству?
- Отстаиваете ли вы энергично свои интересы, когда по отношению к вам проявляли несправедливость?
- Отстаиваете ли вы интересы несправедливо обиженных детей?
- Легко ли вы впадаете в гнев?
- Заступаетесь ли вы за посторонних людей, по отношению к которым допущена несправедливость?
- Общительный вы человек?
- Можете ли вы сказать, что даже при неудаче не теряете чувства юмора?
- Стараетесь ли вы помириться с тем, кого обидели?
- Предпринимаете ли вы первым шаги к примирению?
- Можете ли вы, если на кого-нибудь сердитесь, дать волю рукам?
- Может ли трагический фильм так взволновать вас, что на глазах выступят слезы?
- Легко ли вы приспосабливаетесь к новым условиям?
- Сможете ли вы обратиться к человеку, которого недолюбливаете, столь дружески, что он и не заподозрит о вашем настоящем отношении к нему?
- Очень ли вы переживаете от несправедливости?
- Относитесь ли вы к будущему пессимистически?
- Удается ли вам при общении с людьми создавать определенное настроение?
- Долго ли вы храните чувство гнева, досады?
- Переживаете ли вы долгое время горести других людей?
- Можно ли сказать, что вы относитесь к людям скорее настороженно, недоверчиво, чем доверительно?
- Удается ли вам отвлечься от гнетущих проблем, чтобы не думать о них постоянно?
- Совершаете ли вы внезапные, импульсивные поступки?
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Педагогический такт проявляется с первой до последней минуты контакта с детьми. В течение всего дня, будь то занятие, прогулка, подготовка ко сну или другой режимный момент. Педагогический такт обуславливает культуру взаимоотношений педагога с детьми, способствует наибольшему воспитательному эффекту. Характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблонов и формализма. В основе педагогического такта лежит знание психологии ребенка, уважение к его личности, чуткость, внимательность к психическому состоянию ребенка, ровное обращение с детьми. Педагогический такт, деликатность, чувство меры необходимы в тех случаях, когда педагог не может сразу разобраться в том или ином поступке ребенка, не знает, как отреагировать на него.
КЛЮЧ
Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы:
1; 2; 4; 6; 8; 9; 10; 11; 12; 14; 15; 16; 17; 19; 21; 23.
Количество отрицательных ответов на вопросы:
3; 5; 7; 13; 18; 20; 22; 24.
Суммируйте эти два показателя.
До 12 баллов.
Первая стадия развития такта. Такт неустойчив, его воспитательное влияние еще не имеет глубокой педагогической эффективности.
13 – 16 баллов.
Вторая стадия развития такта. Значительных нарушений такта не наблюдается. Однако педагогу недостает педагогической находчивости в реагировании на различные ситуации, требующие педагогически тонкого вмешательства.
17 – 20 баллов.
Третья стадия развития такта. Такт становится устойчивым педагогическим умением воспитателя. Легче устанавливается деловой контакт с детьми, но более сложно достигается контакт психологический.
21 – 24 балла.
Четвертая стадия развития такта. Такт становится привычкой, устойчивой чертой характера педагога.
БЛАНК ОТВЕТОВ
(сформирован ли у вас педагогический такт)
Ф.И.О. педагога ___________________________________________
Дата заполнения___________________________________
№
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
да
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
нет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
да
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
нет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
назад |