Тема: «Бумага и её свойства»
Цель: расширение представлений детей о бумаге и ее свойствах.
Задачи: развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи;
учить делать выводы на основе эксперимента;
развивать познавательную активность и интерес в процессе исследовательской деятельности; развивать мелкую моторику;
воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей.
Индивидуальная работа: с Лерой, Мишей отвечать на вопрос воспитателя распространенными предложениями.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Материал: коробка с бумажными предметами, листочки бумаги разного вида размером 15/15см для игры «Найди на ощупь», материалы для проведения опытов, корзинка с цветами, плоская прозрачная емкость с водой для сюрпризного момента.
Предварительная работа: беседы о происхождении бумаги, об использовании ее в повседневной жизни, рассматривание энциклопедий, иллюстраций по теме, сбор коллекции «Виды бумаги».
Ход НОД:
Мотивация: Появляется Инопланетянин (игрушка). В руках у него красивая коробка.
Инопланетянин:
- Доброе утро, Земляне! Мне нужна ваша помощь. На вашей планете я нашел интересные вещи, которых никогда раньше не видел. Не могли бы вы рассказать мне - что это такое и из чего это сделано? (открывает коробку, выкладывает на стол предметы из бумаги: коробочку, тарелку, стакан, открытку, конверт, пакет, книгу, цветы, тетрадь, листочки для записи, блокнот)
Воспитатель :
- Доброе утро, Инопланетянин! Думаю, мы сможем тебе помочь. Правда, ребята?
- Посмотрите внимательно, из чего сделаны эти предметы? (ответы детей)
Мы с вами уже знаем, что бумага была не всегда. Расскажите инопланетянину: на чем в древние времена люди писали, рисовали? (камни, дощечки, папирус)
- А из чего же делают бумагу? Кто помнит? (ответы детей)
- из древесины различных деревьев
- из некоторых растений
- из старой бумаги (макулатуры)
- Какие виды бумаги мы с вами знаем? (в помощь детям - коллекция различных видов бумаги, собранная ранее и оформленная на ватмане: печатная, газетная, цветная, обойная, туалетная, картон, оберточная, копировальная, денежная, наждачная и т.д.)
Я назову вид бумаги, а вы мне покажите образец и расскажите, для чего она предназначена.
1 - газетная бумага (для книг, газет, журналов)
2 - тетрадная бумага (для изготовления тетрадей)
3 - картон (для открыток, коробок, обложек)
4 - цветная (для аппликаций)
5 - альбомная бумага (для рисования)
6 - обойная (для оклейки стен)
7 - фотобумага (для фотографий)
8 - бархатная бумага (для труда, поделок)
9 - салфеточная бумага (гигиеническое назначение)
10 - копировальная бумага
- В чем различие разных видов бумаги? (ответы детей)
Игра «Найди на ощупь»
- Хотите поиграть? Мы с вами сейчас будем определять на ощупь плотность и фактуру бумаги. Помогать нам будут подушечки пальцев, а глаза завяжем платком.
Дети с завязанными глазами определяют, какая бумага (шероховатая, гладкая ,тонкая, плотная, бархатная, гофрированная и т.д.)
- Ребята, посмотрите на предметы, которые принес Инопланетянин. Про какие из них можно сказать: бумажный (ответы детей - бумажный конверт, бумажный пакет, бумажный стаканчик); бумажная (салфетка, коробочка); бумажные (цветы, листки, игрушки)
- А как вы думаете: может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? Почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (ответы детей)
-Давайте поиграем в игру «Бывает-не бывает». Если я назову предмет, который может быть сделан из бумаги - вы хлопаете в ладоши. Если нет-топаете. Будьте внимательны! (слова: книга, стол, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, велосипед, журнал)
- Молодцы!
-Как и все другие материалы, бумага тоже имеет определенные свойства. Хотите узнать - какие? Для этого мы с вами проведем несколько опытов. Занимайте места за столами.
На столах приготовлены подносы на каждого ребенка. На подносах: листочки бумаги разной плотности, разного цвета, вода в пластиковых емкостях.
Опыт 1.
-Давайте попробуем узнать - можно ли смять бумагу? Попробуйте, у всех ли бумага сомнется? (дети пробуют). А почему одну бумагу было легче смять, а другую - труднее?
(ответы детей). Какой можно сделать вывод? Бумага мнется. Чем толще и плотнее бумага, тем труднее ее смять.
Опыт 2.
Теперь возьмите цветную бумагу, сложите листок пополам, четко выделите линию сгиба. Затем разверните листок и попробуйте эту линию удалить. Получилось это у вас? (ответы детей). Какой можно сделать вывод? Бумага гнется.
Опыт 3.
Давайте проверим- можно ли разорвать бумагу? Вся ли бумага порвалась? Какую легче разорвать - плотную или тонкую? (ответы детей). Сделаем вывод. Бумага рвётся. Плотная бумага рвется с трудом.
-Устали? Давайте отдохнем и поиграем.
Пальчиковая гимнастика.
Мы бумагу режем, режем,
Мы бумагу рвем, рвем,
Мы бумагу клеим, клеим,
Мы бумагу мнем, мнем.
Опыт 4.
- А для следующего опыта нам понадобится вода. Опустите листочки бумаги в воду. Что случилось? Все листочки намокли? Какие намокли быстрее? Попробуйте достать из воды тонкую бумагу. Что с ней происходит? (ответы детей). Толстая бумага намокает? Конечно, только для этого нужно больше времени. Какой сделаем вывод? Бумага намокает.
Опыт 5. Помоем в емкости с водой кисточку с синей краской и опустим белый лист бумаги. Как вы думаете, что произойдет? (вода впитается в бумагу и ее окрасит).
Вывод: бумага хорошо впитывает воду, влагу из воздуха и окрашивается.
Опыт 5.
- Бумага легко воспламеняется и горит. Это свойство бумаги вы пока исследовать не будете. Как вы думаете - почему? (ответы детей). Верно, это очень опасно. Можно получить ожог, может случиться пожар. Я сама проведу этот опыт, а вы будете наблюдать. Вывод: поджигать бумагу нельзя. Бумага очень хорошо горит и сгорает быстро.
Рефлексия:
- Понравилась ли вам наша сегодняшняя работа? Что интересного вы узнали о бумаге? Как мы используем бумагу в детском саду? (рисуем, пишем, делаем аппликацию и т.д.)
- А нужно ли бумагу беречь? Почему?
- Молодцы! А теперь давайте спросим у нашего гостя: помогли ли мы ему разобраться с неизвестными предметами?
Инопланетянин:
- Большое спасибо, ребята! Вы мне очень помогли. Я расскажу на своей планете всё, что узнал сегодня.
Воспитатель:
- А на прощание у меня есть для вас сюрприз! Любите сюрпризы? Я принесла сегодня целую корзинку цветов. Только вот они еще не распустились. А хотите увидеть, как цветы начнут распускаться? Опустите их в воду (лепестки в воде раскрываются).
- Посмотри, Инопланетянин, какие на нашей планете красивые цветы. Прилетай еще к нам в гости!
скачать здесь
назад |