Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 19.04.2024, 03:05
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт МАДОУ детский сад 1 г. Балаково Саратовской области

Включить версию для слабовидящих

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Каталог статей

Главная » Статьи » Родителям » рекомендации специалистов

«Влияние уровня сформированности мелкой моторики пальцев рук на развитие речи и познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.



Несформированность мелкой моторики особенно наблюдается у детей, имеющих речевые нарушения.

    Поэтому сложившуюся ситуацию можно считать проблемной.

Тем более, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников.

    В первую очередь это связанно с ухудшением здоровья детей. По данным специалистов,  в настоящее время у 70% новорождённых выявлены различные перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции.

Подобные отклонения могут отрицательно отразиться  на последующем развитии и обучении ребёнка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находиться в прямой зависимости от созревания головного мозга. Сегодня у многих детей к 5-  и годам уровень речевого развития ниже положенной нормы, и они нуждаются в помощи специалистов – логопедов.

     Ситуация у нас в городе не менее тревожная и по количеству  детей,  поставленных на диспансерный учёт у врача невролога, и по количеству детей,имеющих речевые нарушения.

     Развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности ребёнка дошкольного возраста – важнейшая составляющая часть его общего психического развития.

В свою очередь, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно – волевой сфере.

 

Нормальное развитие  речи ребёнка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоной, практически являющейся частью двигательной области. Известно, что около трети всей части площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекции кисти рук. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

     Учёные пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.

     Современные разработки  позволили учёным сделать вывод, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребёнка.

      Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков была подтверждена связь речевой и пальчиковой моторики. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

    Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка и, особенно для развития речи.

     Необходимо стимулировать  речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики руки, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи ( так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребёнка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем  облегчит приобретение навыков письма.

    Рука ребёнка физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития.

    Тактильные ощущения 4 – лет ребёнка развито слабо.

Наблюдения за детьми показывают, что им трудно захватывать карандаш (правильно держать его  тремя пальцами – щепотью). При выполнении различных движений ( например, при рисовании) ребёнку трудно правильно управлять карандашом.

    Карандаш, ручка, мелок является посредником между рукой ребёнка и бумагой, доской и  т.д. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является её своеобразным продолжением. Поэтому маленький ребёнок сосредоточивает своё внимание не на захвате, а на точке соприкосновении карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем – и на письма.

    При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечный тонус (тонус – это длительно сохраняющееся состояние упругости (возбуждения) мышц). У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведёт к начертанию тонких, ломаных, непрерывных линий. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребёнка быстро устаёт, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.

    Очень часто у детей с вялыми мышцами рук отмечается  слабость мышц  артикуляционного аппарата. У детей с высокой упругостью мышц мелкой моторики рук наблюдается повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. Воздействуя на тонус руки ребёнка, мы можем влиять на тонус речевого аппарата.

     В среднем возрасте дети начинают учиться менять напряжение мелкой мускулатуры на расслабление. Это особенно хорошо видно при работе ребёнка с ножницами, когда малыш  старательно, но очень медленно вырезает полоски из бумаги.

    Таким образом, в среднем дошкольном возрасте начинается подготовка руки  ребёнка к письму.

     И вот как раз в это время  перед педагогами и родителями  встаёт задача  развития мелкой моторики  руки ребёнка.

     В детском саду необходимо создать условия для развития  моторики рук через специальные игровые упражнения, мероприятия по художественному труду и другим  видам детской деятельности ( познавательной, изобразительной).Также провести  просветительную работу для родителей.

     В семье развивать мелкую моторику рук развивать через игровые  упражнения, развитие ручной умелости (давать детям в домашних условиях под контролем взрослых вырезать ножницами, шить иголкой с большим ушком, лепить, перебирать крупу и т.д.)

     При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

 

·         Игровые задания должны постепенно усложнятся.

·         Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.

·         Если ребёнок постоянно требует продолжение игры, постарайтесь переключить его внимание на другую игру, задание (во всём должна быть мера!).

·         Недопустимо переутомление ребёнка в игре.

 

 

Молдованова  Альфия Шавкотовна,

учитель-логопед  МБДОУ детский сад №1

 

Категория: рекомендации специалистов | Добавил: myhortova (08.10.2012)
Просмотров: 1641 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сведения об МАДОУ
Форма входа
Марафон
Год педагога
Портал госуслуг
Поиск
Наш опрос
Оцените качество образования в МБДОУ детский сад №1
Всего ответов: 233
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Включить версию для слабовидящих